Претензионный порядокНеобходимо составить претензию в адрес компании-должника. В ней указываются:
- причины образования задолженности (номер договора на поставку товаров или оказание услуг);
- размер долга на определённую дату;
- возможные штрафные санкции.
Кроме того, необходимо собрать документы, подтверждающие факт наличия задолженности, и иметь актуальную информацию о платёжеспособности должника на текущий момент — об объёме активов, финансовом обороте за последний отчётный период и т. д.
Параллельно с претензионной работой ведутся переговоры с должником для выяснения причин неисполнения финансовых обязательств. Также возможна организация прямых переговоров «должник — кредитор» с целью поиска приемлемых условий (сроков, графика) погашения задолженности и поиска альтернативных возможностей взыскания долга (рефинансирование, составление удобного для обеих сторон графика погашения задолженности).
Выработанный индивидуальный подход к сложившейся ситуации и предлагаемые варианты её решения позволяют решить долговой спор в досудебном порядке.
Обращение в судЕсли претензионный порядок не дал желаемого результата, сторона, потерпевшая убытки, будет вынуждена направить в Арбитражный суд иск о взыскании долга. Вместе с исковым заявлением необходимо предоставить суду следующие документы:
- ранее составленную претензию;
- договор (и дополнительные соглашения) на поставку товаров или предоставление услуг, обязательства по которому не выполнены должником;
- акт сдачи/приёмки товара, документы, удостоверяющие факт оказания услуги;
- выписку со счёта за определённый период как документальное свидетельство того, что финансовые обязательства частично или полностью не выполнены ответчиком.
Нередко к иску в Арбитражный суд прилагают требование арестовать банковские счета или имущество ответчика в случае, если последний заявит о своей неплатёжеспособности (банкротстве). Однако предъявлять суду такое требование стоит, только если у истца есть документальные доказательства неплатёжеспособности ответчика.