Досудебное урегулирование споров с налоговойПо закону досудебное урегулирование спора обязательно. На этом этапе инспекция принимает документы, которые вы не предоставляли в ходе проверки, изучает аргументы, и есть шанс, что примет решение в вашу пользу. Главное, чтобы документы были нефиктивными.
После того как вам вручат акт с результатами проверки, можете подать возражения. В письменном виде вы описываете несогласие с нарушением, приводите аргументы и подтверждаете их документами. Возражения подают в налоговый орган, который проводил проверку. Срок подачи возражений — в течение 1 месяца после получения акта.
После получения возражений в течение 10 дней налоговая назначит день рассмотрения материалов проверки. На рассмотрении вы можете давать устные пояснения и предоставить дополнительные документы, которые подтверждают отсутствие нарушения. Их обязаны принять и приобщить.
В ходе рассмотрения ИФНС может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Они могут длиться не больше 1 месяца. В ходе таких мероприятий инспекторы могут истребовать документы у вас или ваших контрагентов, допрашивать свидетелей, проводить экспертизу.
Затем налоговая в течение 5 рабочих дней выдаст дополнение к акту налоговой проверки. Вы вправе подать возражения и на них. На это есть 15 рабочих дней после получения дополнений.
Порядок рассмотрения такой же, как и на акт проверки. ИФНС назначит дату и пригласит вас к себе. Вы можете давать пояснения и дополнительные документы. Их должны приобщить к делу.
Решение выносят в течение 5 рабочих дней с даты рассмотрения. Итог может быть такой:
- вам вынесут решение о привлечении к ответственности на сумму дополнительно начисленного налога, которая была в акте. Насчитают пени и штраф;
- ваши доводы примут частично, в решении снизят сумму недоимки и пересчитают пени. Штраф будет рассчитан с меньшей суммы;
- вынесут решение об отказе в привлечении к ответственности.
Возражения подавать не обязательно, но именно на этой стадии есть шанс активно спорить, направлять дополнительные документы и доказывать, что налоговая неправа.
Апелляционная жалоба в вышестоящую инспекциюЕсли налоговая не приняла ваши возражения и вынесла решение, с которым вы не согласны, можете подать апелляционную жалобу в Управление ФНС по своему субъекту, но через инспекцию, которая проводила проверку.
Так в ИФНС поймут, что решение с результатами проверки не вступило в силу и не выставят требование об уплате налогов и санкций. Даже если вы не согласны только с каким-то одним нарушением.
В жалобе дублируют те же аргументы, которые были в возражениях. Если есть дополнения, их можно написать и приложить документы. Жалобу подписывает руководитель организации, ИП или представитель по доверенности.
Срок для подачи апелляционной жалобы — в течение 1 месяца с момента получения решения.
Судебное урегулирование споров с налоговойНа этом этапе обжалования решения налогового органа вы подаёте иск в арбитражный суд с требованием признать недействительным решение налогового органа.
Срок подачи иска — 3 месяца с даты получения решения Управления ФНС. Если в первой инстанции вы проиграли, решение суда обжалуют в апелляционной и кассационной инстанциях.
Судебное рассмотрение может затянуться, поэтому перед обращением в суд лучше заплатить налог и пени, которые вам доначислили по итогам проверки. Иначе, если суд вынесет решение не в вашу пользу, придётся заплатить пени в повышенном размере. Если решение будет в вашу пользу, вам вернут излишне уплаченное.